Georgiy Savchenko (savchenko_g) wrote,
Georgiy Savchenko
savchenko_g

  • Mood:

Интернет-сервис LangPrism – как все начиналось - часть 1

Решил записать историю интернет-сервиса LangPrism http://langprism.com, над которым я работаю уже два года и четыре месяца совместно с sabbah13 и нашей дружной командой.
LangPrism (logo only)

Мы, особенно первый год, часто раздавали интервью, выступали на различных мероприятиях, рассказывая свою «историю успеха», повествуя о том, «как делать стартап». Интересный факт, но количество различных выступлений и интервью, по мере того, как продукт начал развиваться, стало стремительно уменьшаться.
Недавно появилась мысль оформить историю в личном блоге. Хочется сохранить в памяти детали, не наступать заново на старые грабли, да и сотрудникам тоже интересно бывает послушать, как все начиналось – для экономии времени можно давать ссылку на блог J Шутка.



Много-много лет назад, в 2011 году, на то время мой хороший знакомый, Саша Ефремов sabbah13, с которым мы иногда пересекались на олимпиадах по программированию в бытность учебы в ИРЭ КГТУ, заразил меня глобальной идеей. Как я понимаю, Саша искал единомышленника для ее воплощения в жизнь. Идея была даже чуть-чуть проработана, если считать проработкой неспешные размышления, даже была заинтересованность – от кого бы вы думали – от российского представительства Майкрософт! Интернет-сервис, дающий возможность любому пользователю Интернет сделать перевод на иностранный язык любой веб-странички, который стал бы доступен всем желающим при посещении этого сайта.
То есть перевод был бы «привязан» к конкретному оригинальному сайту, а не находился бы где-то, где его никто не мог найти.
Это позволяло бы сделать перевод абсолютно ВСЕГО интересного контента в Интернет. Знающие иностранный язык люди, читая на нем статьи, переводили бы текст на свой родной язык, чтобы поделиться информацией со своим народом. Теоретически, это бы отлично масштабировалось на огромное количество пользователей.
Примерно вот так мы себе это представляли в голове (видео оформили, конечно же, позже):




Идея вызвала у меня  «вау-эффект» и восторг. От нее веяло чем-то глобальным. Перед глазами была Википедия, которая является шестым по посещаемости сайтом в мире, неся людям знание.
Мы обсуждали проект на уровне «это же мега-круто, до такой идеи еще никто не догадался!», «надо делать», «хорошо бы уйти с работы, но где взять деньги?». В то время я работал в среднего размера компании по разработке заказного программного обеспечения, и окончательно потерял драйв в работе, что было связано с отсутствием новых интересных задач. В данном контексте мне очень нравится слово «challenge», челендж, что можно перевести с английского как «сложная задача, которая бросает тебе вызов, преодолевая который, ты растешь над собой».

Исследуя вопрос "где взять деньги на реализацию проекта", мы узнали о КРИТБИ (Инновационно-технологический Бизнес-инкубатор в Красноярске, http://www.kritbi.ru), в который пробовали подавать документы на регистрацию предприятия. Насколько помню, мы пришли туда не от хорошей жизни, а услышав про поддержку малому бизнесу, имеющего в своей основе инновационные разработки. В том, что наш проект является «инновационным», мы были уверены, так как несет в себе, как минимум, уникальную идею. А также, цитирую с презентации того времени:

  1. Разработка приложения перевода для смартфонов на основе технологии дополненной реальности

  2. Разработка модуля интеллектуального машинного перевода на основе нейросетевых алгоритмов с обучением по накопленной базе знаний.

блог



Где тот бизнес, мы до конца на тот момент не понимали. Насколько помню, идея монетизации была размывчатой. «Реклама», «Заказные переводы», «Краудсорсинг перевод для владельцев веб-сайтов». Рассчитывались какие-то бизнес модели, составлялись сметы затрат, и мы вроде бы выходили на окупаемость через три года или что-то вроде. Сейчас мне кажется, что основная проблема была в том, что, в теории, такие бизнес-модели, конечно, могли работать, но «выходом в поле» мы этого не проверяли.
Зато очень сильна была вера в «экспертов», которых мы встречали на различных мероприятиях.  Те, которые всегда готовы помочь начинающим стартаперам, дав совет. Бывало, после мероприятия, мы с Сашей взахлеб обменивались мыслями типа «вот мужик один, сказал очень важную вещь,  а может попробовать так?». Хотя нужно было не слушать экспертов, а пытаться предлагать продукт конкретному потребителю. Конкретную услугу, пусть даже нарисованную на бумаге, объясненную по почте или на пальцах, но по конкретной цене и с конкретной пользой. Тогда можно понять, что действительно люди хотят, и сможешь ли ты заменить своим «инновационным» продуктом то, чем они закрывают свою потребность до сих пор. Формирование новой потребности – еще более сложный процесс, углубляться в него не буду, лучше почитать признанных гуру, например, Джеффри Мура.

Да, сейчас мне это кажется элементарным и очевидным, но в то время...

Если бы я был председателем приемной комиссии КРИТБИ, то проверял бы кандидатов с помощью теста «продукт клиенту показывали? Что он сказал?», а тем, кто говорил – еще нет – отправлял бы поговорить с клиентом и вернуться. В таком случае, мы бы в конце 2011 года не были зачислены в штат резидентов. В КРИТБИ мы попали, и он сыграл в нашей карьере заметную роль, и вообще всячески нам помог. Но об этом позже.
Параллельно, в конце 2011, я посещал краевую молодежную бизнес-школу КМБШ Дмитрия Суханова (tutor_s). Хочу всем посоветовать КМБШ, основные базовые понятие по построению бизнеса, маркетинга, продвижения продуктов, она дает. На уровне теории. Смотря в ретроспективе, команду нашего проекта (и многих других), нужно было пинками заставлять идти и продавать продукт клиенту. В теории мы знали, как продавать продукт, и таким образом «продавали» его экспертам, но на практике не делали даже попыток подойти к реальному потребителю.
Очень хорошо помню, когда мы собрались, уже будучи резидентами КРИТБИ, обсудить план дальнейшей разработки продукта, когда готов был только «сырой» прототип, и долго думали, что все-таки сделать сначала – попробовать «продать» продукт, или все-таки сделать его сначала. Выбрали мы второе.

Технически, даже спустя три месяца после старта, то есть в марте 2012, продукт представлял собой:
wikibulary

Да, внутри была сложная начинка J Но это было никому не нужно.
Видео, скетчи интерфейса, дизайн, намного больше подошли бы для разговоров с потенциальными пользователями.
...

Читать продолжение истории

Добавить в друзья http://www.livejournal.com/friends/add.bml?user=savchenko_g

Жду ваших вопросов как по содержанию, так и по стилю изложения. Надеюсь, опус будет кому-то интересен и полезен.



Tags: langprism, стартап
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment